Церковная лeтопись Благовeщенской церкви села Заулья Сeвскаго уeзда

Отдeл I. Мeстность.

Село Заулье находится от Епархиальнаго города Орла на расстоянии ста пятидесяти верст, а от уeзднаго города Сeвска – на расстоянии восемнадцати верст, от Орла Заулье находится на югозападe, а от Сeвска на западe. Село Заулье окружают слeдующие приходы: Села Чемлыж, Княгинино, Борисово, Бересток, Нeгино, Невдольск и  Добрунь. Чемлыж и Княгинино лeжат на восток; первое село отстоит от Заулья на семь верст, а второе на девять; Борисово и Бересток находятся на юг; расстояние между Заульем и этими двумя селами шесть верст. Нeгино находится от Заулья в десяти верстах по направлению к западу, Невдольск тоже находится к западу и отстоит от Заулья на девять верст, Добрунь от Заулья в шести верстах и лeжит к сeверу. Село Заулье находится при рeкe Уль. Недалеко от него проходит Сeвско-Трубчевский большак. От желeзно дорожной станции Камаричи село Заулье находится в сорока верстах, а от станции  Буды в семнадцати верстах. – Мeстность, гдe находится Село Заулье, в климатическом отношении очень благоприятная. Прихожане обоих полов и всeх возрастов не подвергаются каким либо тяжким болeзням. Если и бывают случаи, хотя рeдкие, тяжких заболeваний, то это зависит в большинствe случаев от неокуратности и неосторожности самих заболeвших. Таковы напримeр заболeвания от простуды. Почва, гдe находится Заулье, большею частию черноземная, изрeдка попадаются песок и глина. – Лeсов нeт; были, но к сожалению изведены, есть казенный в Трубчевском уeздe лeс, но он отстоит от Заулья в 18-ти верстах.

Отдeл II. Приход.

Село Заулье получило название свое оттого, что расположено по рeкe Уль, а именно по правой его сторонe, так по крайней мeрe сторожилы объясняют название села. В состав прихода входят: село Заулье, деревня Атракинь и деревня Евфимичи, прихожане всe крестьянскаго сословия, прихожан обоих полов и всeх возрастов состояло к 1903 году три тысячи сто девяносто человeк (3190 ч.). Прихожане село Заулья по преимуществу землепашцы, но многие из них отлучаются и в зарабочие промыслы. Многие из крестьян отличаются умeньем дeлать колеса и простыя для черной работы повозки, на многих ярмарках Сeвскаго уeзда и других уeздов нерeдко можно встрeтить лучшей работы повозки и повозочныя колеса, – это издeлие заульских крестьян. Скотоводством крестьяне не занимаются; непозволяют мeстныя условия. Пчеловодство в упадкe, причина тому – недостаток лугов и лeса. Лeса бывшие в окрестности, всe изведены. Между прочим в прежнее время, когда лeса было достаточно, между крестьянами села Заулья было много богатых пчеловодов, в большом количествe продовавших и мед и воск. В религиозном отношении крестьяне довольно усердны: очень часто бывают при богослужении, неопустительно говeют, часто поминают своих умерших в церкви послe богослужений и в своих домах часто служат молебны. Нравы крестьян неособенно грубы, и особых пороков между ними незамeтно. Для смягчения нравов и искор[ен]ения каких быто нибыло пороков Священноцерковнослужители служат в осеннее, зимнее и весеннее время вечерни, по окончании коих поучают народ чтением статей религиознонравственнаго характера. Обучающие в Земской школe тоже содeйствуют просвeщению народа чтением статей историческаго характера и бытоваго.

Отдeл III. Храм.

Храм в селe Заульe деревянный; основан в честь Благовeщения Пресвятыя Богородицы. Храм построен в 1777 году, по благословению Преосвященнаго Амвросия, Епископа Сeвскаго и Брянскаго, построен храм иждивением и старанием прихожан без измeнения он просуществовал до 1850 года. В 1850 году храм прихожанами на их собственныя средства был расширен, устройством придeлов с южной и сeверной сторон. В том же году иконостас был поставлен новый, вмeсто прежняго стараго; на новый иконостас средства были собраны от прихожан. Сей иконостас был заново отдeлан в 1899 году на средства от прихожан. Храм села Заулья никогда неподвергался несчастиям; к другому храму небыл приписан, придeльных алтарей в нем нeт. Особенно чтимыя иконы – это икона Казанския Божией Матери и икона Святителя Николая Чудотворца. Прихожане весьма торжественно празднуют 22 Октября, день Казанския Божией Матери. Кромe сего, прихожане деревни Евфимич празднуют 6-го Декабря, день Святителя Николая Чудотворца. В 1902 году прихожанки села Заулья, движимые особым чувством благоговeния к образу Казанской Божией Матери, на свои собственныя средства выписали Икону Казанской Божией Матери с Афона. Сия икона занимает почетное мeсто в Храмe. При храмe находится деревянная караулка, в коей помeщаются сторожа, охраняющие храм. – Храм существует на средства прихожан; особых вкладов нeт. Лeсных дач и земельных участков тоже нeт. Каждогодно прихожане села Заулья и деревень Атракини и Евфимич совершают крестные ходы по зеленям; в 1900 и 1901 года совершаемы были ходы на посeвныя поля по случаю нападения саранчи. Заульский храм посeщали в разное время Преосвященные Никодим, Смарагд, Поликарп, Макарий и Мисаил.

Священник Алексeй Невдубский

Псаломщик Иосиф Покровский

С подлинным вeрно: Благочинный I-го Сeвскаго округа, священник Василий Никитский

Author: Евгений Ж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *