Церковная летопись Успенской церкви села Добруни Севского уезда

Отдeл I. Мeстность.

На югозапад от губернскаго города Орла и на сeверозапад от уeзднаго города Сeвска, под 52-53° сeверной широты и 52-53° восточной долготы находится мeстность, гдe расположено село Добрунь. От Добруни до города Сeвска по Трубчевскому тракту считается 17 верст и от Сeвска до Орла по старокиевскому тракту 150 в. Слeдовательно от Орла до Добруни 167 вер. Этот путь был самый вeрный и удобный до Орла; им и пользовались до послeдняго времени.

В настоящее же время с проведением Московско-Киевской ж.д. путь этот забыт, а в Орел обыкновенно eздят по желeзной дорогe со станции «Камаричи» чрез Брянск.

Ближайшия к Добруни села расположены в таком направлении и расстоянии: – в 4-х вер. на сeвер находится село Невдольск; в 5-и вер. на сeверовосток – село Кокушкина; в 4-х вер. на восток село Семеновск; в 10 вер. на юг село Чамлыж и в 5-и вер. на запад село Заулье. Приход села Добруни расположен на лeвом берегу рeки Сeви; на правом же берегу по мeстам топким и болотистым располагает лeс помeщика села Добруни Владимира Павловича Подлинева. А по тому климат не совсeм благоприятствует для здоровья. Почва почти вездe песчаная с не большим слоем чернозема.

Отдeл II. Приход.

Самыя первыя свeдeния о сeлe Добруни можно заимствовать из «Исторических очерков» Гавриила Михайловича Пясецкаго, гдe сказано, что под Добрунью царский воевода, князь Мстиславский разбил войска перваго самозванца 25 января 1605 г. Впрочем об этом упоминается и в Истории Карамзина. При этом жители тогдашней деревни Добрыничи отличались с не желательной стороны: они предложили самозванцу предать Московский стан. Предательство было своевременно замeчено; князь Мстиславский послe побeды над самозванцем, расправился с измeнниками жестоко: он смыл пятно измeны их собственною кровию. Об этом событии в настоящее время напоминают два кургана, гдe погребены тeла павших. Курганы эти находятся в степи около «Аннинскаго хутора». На основании изложеннаго видно, что деревня Добрыничи существовала много раньше 1605 года и была пограничною деревнею; сначала она называлась «Добрыничи», потом «Добрынь», а теперь зовется «Добрунь». От чего произошло название села, когда и кeм оно было урeзано и измeнено, доискаться на мeстe нeт возможности. Не только письменных, но и устных преданий среди старожилов поселян на сей предмет никаких не сохранилось. Впрочем иначе и не могло быть, так как жители села Добруни не коренные Добрунцы, среди которых могли бы предаваться «преданья старины глубокой», а все народ пришлый, населенный здeсь волею помeщика, который почему то не дозволял им даже сидeть на одном мeстe, а постоянно выселял в другия свои помeстья. Бывших жителей села Добруни можно встрeтить по разным селам Сeвскаго, Трубчевскаго и Брянскаго уeздов и если бы их теперь собрать, то образовалось бы огромнeйшее село. В Сeвском уeздe, а особенно в Брянском и Трубчевском очень много сел, названия которых оканчивается на «чи»; как будто один человeк назвал их: «Добрыничи, Алешковичи, Павловичи, Акуличи…» По всей вeроятности у тогдашняго населения здeшних мeст частица «чи» была излюбленною и они прибавляли ее не только к названиям селений, но и к названиям оврагов, гор и лeсных трущоб. А может быть подобныя названия имeли в свое время связь с названием коренных жителей Орловскаго края «Вятичи». По замирении края пограничный рубеж отошел к Киеву; мeстность стала заселяться новым пришлым людом, которому быть может не нравилось эти «чи», как напоминавшие печальное прошлое, и он отбросил их прочь. Много позднeе, в 1754 году село писалось «Добрунь» и было «Собственною Ея Императорскаго Величества вотчиной». Потом в концe XVIII столeтия оно стало помeщичьим и было таким до 19 февраля 1861 года.

Приход села Добруни состоит из села и экономии Владимира Павловича Подлинева и населен крестьянами, бывшими в свое время крeпостными. Из всeх прихожан один только землевладeлец и жена его по происхождению дворяне.

Между умершими достопамятными лицами справедливость требует отмeтить Павла Ивановича Подлинева ум. † 1878 году; и двух сестер Елисавету Семенову Подлиневу ум. † 1891 г. и Марию Семенову Щегловитову ум. † 1875 г., которые много помогали причту и снабдили церковь довольно богатою и цeнною ризницею и утварью. Каковыя качества совершенно отсуствуют в нынeшнем землевладeльцe и его женe. Численность прихожан простирается до 300 душ м.п. и столько же женскаго пола. Замeчателен тот факт, что между Добрунцами нeт ни одного человeка мастероваго, не считая тeх, которые живут на сторонe.

В воскресные и праздничные дни церковь посeщается прихожанами довольно усердно. Умерших своих родственников прихожане поминают часто и особенно усердно по вселенским субботам; в великий пост прихожане положительно всe говeют; случаев по опущению не наблюдается. Так же усердно прихожане относятся и другим богомолениям, как общественным, так и частным. Особенных пороков и суевeрий между прихожанами нeт. Если и есть какия суевeрия, то они сами им невeрят. Вообще нужно сказать, что в религиозном отношении приход села Добруни занимает среднее положение.

Отдeл III. Храм.

Когда и кeм была построена первая церковь в селe Добруни не извeстно. Если бы чeм доказать, что первые члены причта были урожденные добрунцы и дeти церковников, то существование причта, а слeдовательно и церкви в селe Добруни можно было бы отнести к началу XVIII столeтия. Такое предположение может имeть за собою тогдашний порядок замeщения церковнослужительских мeст, когда причтовыя мeста по долгу переходили от родителей к дeтям. По церковным документам первым священником был Петр Васильев, умерший в 1803 году заштатным 78 лeт; год рождения его приходится на 1725 год. Дьячек его Антон Евстафьев умер заштатным в 1791 году 82 лeт; его год рождения приходится на 1709 год. Больше ничего нельзя предположить о существовании первой церкви. Извeстно только, из сохранившагося воззвания, что она сгорeла 19 Июля 1754 года.

Нынeшняя церковь деревянная, двухъэтажная построена тщанием прихожан в 1769 году с благословения Преосвященнаго Кирилла, бывшаго Епископа Сeвскаго и Брянскаго. О построении нынe существующей церкви и о позднeйшей ея перестройкe есть не подлежащия никакому сомнeнию данныя, к которым нужно отнести сохранившееся воззвание о пожертвовании на ея постройку и надпись на крестe под Св. Престолом в церкви нижняго этажа о ея освящении. То и другое приводится здeсь дословно.

Воззвание.

Писано полууставом: «Дух святый чрез пророка царя Давида вeщает: Восхвалятся о тебe вси любящие имя твое, нeсть воистину полезнeе и радостнeе, умиленным душам человeческим, ежели хвалимым и славословимым быти о Господe нашем Иисусe Христe сладчайшем, сие восхваление сам своими неложными усты рече: Аще кто прославит мя пред человeки и аз прославлю его пред отцем моим небесным, идeже его Христа Бога нашего прославляти утро, вечер и полунощь. Сeвскаго уeзда, собственной Ея Императорскаго Величества вотчины, камарицкой волости села Добруни построена церковь, завомая Святаго Великомученика Георгия Побeдоносца, иконостасною рeзьбою, иконным написанием украшена и прочим. Нынeшняго 1754 года Июля 19 числа помянутое село выгорeло все без остатку, такожде и св. церковь згорeла, построить не чим за неимeнием церковнаго хранилища. Того ради просит и молит святая церковь на вышереченное строение, еже ли кто хощет подать от своих праведных иждивений, кому что Бог положит по сердцу для душевнаго спасения, тeлеснаго здравия, за представшихся в поминовение, соблаговолите под сим подписать.

1754 года. Ноембрия    числа». Внизу подпись протопопа Симеона 1755 года. Полной подписи разобрать нельзя, хотя она и ясно написана. Может быть сгорeвшая церковь и была первая церковь в селe Добруни. Послe пожара началась постройка нынe существующей церкви и продолжалась до 1769 года. В 1769 году всe работы были окончены и церковь была освящена, о чем свидeтельствует вышеуказанная надпись на крестe под Святым Престолом в церкви нижняго этажа. Надпись такого содежания: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храмe святаго великомученика Побeдоносцы и чудотворца Георгия при державe Благочестивeйшия Самодержавнeйшия Великия Государыни Императрицы Екатерины Алексeевны всея России и при наслeдникe Ея Благовeрном Государe цесаревичe и Великом князe Павлe Петровичe по благословению Преосвященнаго Кирилла, Епископа Сeвскаго и Брянскаго в епархии его Сeвскаго уeзда, Камарицкой волости в селe Добруни Сeвскаго Успенскаго собора протоиереем Алексeем Адриановым. Создася храм сей тщанием того села Боголюбивых приходских людей 1769 году Мая 8 числа на память Святаго Апостола евангелиста Иоанна Богослова». Церковь же верхняго этажа освящена позднeе, 1778 года 24 Марта и самим Преосвященным Кириллом. Церковь имeла форму корабля, для всхода в верхний этаж были устроены наружныя галлереи. В 1844 году помeщик села Добруни Павел Иванович Подлинев сдeлал ее крестообразною и ремонтировал ее почти заново; остались нетронутыми одни престолы и иконостасы. В нижней церкви была сдeлана печь и с тeх пор она стала называться теплою.

Указом Орловской Духовной Консистории от 29 февраля 1872 года за № 1205 церковь села Добруни была приписана к Николаевской церкви села Невдольска и с тeх пор церковь стала приписною и село перестало быть самостоятельным. Но скоро между причтом соединеннаго прихода и землевладeльцем села Добруни Владимиром Павловичем Подлиневым возникло неудовольствие. Причиною его было слeдующее обстоятельство. В числe земельных угодий Успенской церкви есть сeнокос (теперь отнят самовольно Подлиневым) в лeсном урочищe «Буровец» при рeкe Сeвь. Об этом сeнокосe среди крестьян существует предание, которое гласит, что на том мeстe, гдe теперь сeнокос, в старину был густой лeс. Когда строили нынe существующую церковь, то лeс рубили именно на том мeстe, гдe теперь сeнокос. Образовавшуюся площадь прихожане рeшили отдать в пользу церкви, рассуждая, что если лeс пошел на церковь, то и земля из под него пусть идет на церковь же. С тeх пор причт и пользовался беспрепятственно этим сeнокосом. Право причта на пользование сeнокосом не было утрачено даже тогда, когда село стало помeщичьим. По церковным документам сeнокос стал значится неранeе семидесятых годов. Причины умалчивания остаются неизвeстными. Плана на него, или каких либо письменных документов, как и на всю землю, не имeется. Нужно замeтить, что и на всю землю отдeльнаго плана при церкви не существует, а значится она на Экономическом планe и неизвeстно, сколько ея на самом дeлe. Можно полагать, что в натурe ея меньше, чeм на планe, потомучто у Добрунской экономии есть привычка отыскивать в церковной землe излишки и отрeзать. За время приписки Успенской церкви к Николаевской такой излишек найден был дважды и отрeзан. Не взирая на такую провeрку чужой собственности причт все таки мирно пользовался сeнокосом до начала восьмидесятых годов, когда нынe благополучно здравствующий землевладeлец Владимир Павлович Подлинев объявил письменно, что сeнокоса он больше причту давать не будет, так как нужен самому. Настоятель соединеннаго прихода священник Андрей Соловьев вынужден был вступиться за церковное достояние, и это заступничество ему стоило весьма дорого – смерть помeшала ему довести дeло до конца. Но и послe смерти священника Соловьева причт пользовался сeнокосом, как церковным до 1894 года, когда землевладeлец вновь простер на него свою властную руку. Это то неудовольствие и было причиною возникновения вопроса об отдeлении Успенской церкви от Николаевской и об обращении Добрунскаго прихода в самостоятельный. Епархиальное Начальство, получивши ходатайство землевладeльца об открытии самостоятельнаго прихода в Добруни, потребовало с него ремонт храма снаружи и внутри, от креста и до фундамента. Что согласно указу Консистории и было выполнено Подлиневым в 1897 году, при чем ветхая деревянная ограда была снята, а на ея мeсто выстроена каменная. 17 августа 1897 года проeздом из Площанской пустыни в город Сeвск посeтил село Добрунь Преосвященнeйший Митрофан, бывший Епископ Орловский и Сeвский. Заново отремонтированная церковь и новая ограда произвели хорошее впечатление на Уладыку и он тут же обeщал Подлиневу открыть приход и сдeлать его самостоятельным. Дeйствительно 1 Сентября 1897 года приход был открыт. С тeх пор и до настоящаго времени Успенская церковь села Добруни отдeлена от Николаевской села Невдольска и приход сдeлался самостоятельным. Придeльных алтарей ни в верхней, ни в нижней церкви нeт.

В нижней церкви иконостас в два яруса; имeет форму простой глухой стeны с гладкими пилястрами, которыя оканчиваются рeзными капителями; за клиросами к нему примыкают на одной линии с ним по обe стороны по два киота, которыя служат как бы его продолжением, так что получается как бы сплошной иконостас чрез весь храм. Поновляем не был.

В верхней церкви иконостас пятиярусный, оканчивается распятием; вид его напоминает собою нeсколько городскую башню с подъeздными воротами, какия обыкновенно вырeзываются на губернских печатях только без орла. По обe стороны иконостаса к нему за клиросами примыкают по два киота, которые служат как бы его продолжением, так что получается как бы сплошной иконостас чрез всю церковь, так же, как и в нижней церкви. В верхней церкви за правым клиросом помeщается в киотe икона Божией Матери «Усeх скорбящих радость», пред которою часто за больных служат молебны и вeшают иногда серебренные привeски с изображением разных частей человeческаго тeла; как то: рук, ног, глаз и пр., которыми кто страдает.

К замeчательным по древности предметам нужно отнести:

Два серебрянных сосуда; на одном из них есть клеймо 1777 года, а на другом клейма разобрать нельзя.

Напрестольный серебрянный крест чеканной работы с клеймом 1766 года.

Сохранилось евангелие в четвертую долю листа, отпечатанное в 1685 году в Московской типографии.

При церкви есть помeщения, как для священника, так и для псаломщика. Кромe того церкви принадлежит сторожка, в которой помeщается школа грамоты. Всe эти здания крыты соломой.

В церковь пожертвован в 1900 году непрерывно-доходный 4% билет в 85 р.; %% получается 3 р. 40 к. в год, № ему 119874.

Почти всe Епископы Орловсие посeщали село Добрунь. Так извeстно, что церковь верхняго этажа была освящена в 1778 году, 24 марта Преосвященным Кириллом, Епископом Сeвским и Брянским. Затeм по рассказам сторожилов послeдовательно посeщали Добрунь Епископы: Смарагд два раза, Поликарп, Макарий, Симеон два раза; Мисаил посeщал Добрунь в 1892 году и наконец 17 августа 1897 года посeтил приход села Добруни Преосвященный Митрофан, бывший Епископ Орловский и Сeвский.

Священник Алексeй Воскресенский.

1903. 11 Августа. С подлинным вeрно: Благочинный, священник Василий Никитский.


Author: Евгений Ж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *